Добавить в избранное
Лечение Суставов Все о лечении суставов

Дцп причины возникновения основные симптомы некоторые формы дцп

Спина Бифида: причины, формы, проявления и лечение такого заболевания

Многие годы безуспешно боретесь с БОЛЯМИ в СУСТАВАХ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей...

Читать далее »

 

Спина Бифида — это врожденное расщепление позвоночника, при котором часто отмечается грыжа спинного мозга или его оболочек. Причиной этого врожденного порока является неправильное развитие нервной трубки плода на ранних сроках беременности.

Содержание статьи:
Формы
Причины болезни
Основные симптомы
Как лечить

Формы заболевания

Расщепление позвоночника может развиться на всем его протяжении, но наиболее часто поражает поясничный отдел — до 85% случаев. Остальные формы бывают в грудном и шейном отделе позвоночника. По статистике, такая аномалия встречается примерно у 7 новорожденных на 10000.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Артрейд. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Большую часть этой патологии позвоночника составляет spina bifida posterior – незаращение дужек позвонков. Наиболее часто заболевание встречается в первом шейном позвонке (атланте), а также на уровне 1 и 12 грудных позвонков и у 5 поясничного позвонка.

расщепление позвоночникаВ детском возрасте есть свои анатомические особенности, которые связаны с так называемым периодом окостенения. Не у всех детей к моменту рождения происходит слияние дужек первого шейного позвонка, что встречается в 4 % случаев.

В норме процесс срастания дужек атланта может длиться до возраста трех лет. Если и после этого расщепление остается, тогда можно констатировать патологию.

Окончательное окостенение дужек верхних крестцовых и нижних поясничных позвонков завершается у детей лишь к 10-12 годам. Поэтому условное «незаращение» в этих отделах позвоночника можно обнаружить на рентгеновских снимках у всех детей до 10 лет.

Из-за большой частоты, некоторые исследователи считают spina bifida posterior в этих отделах позвоночника не аномалией развития позвоночника, а вариантом нормы.

В зависимости от степени тяжести, заболевание делится на три формы:

  • спина бифида без спинномозговой грыжи — spina bifida oculta;
  • менингоцеле;
  • миеломенингоцеле.

Первую разновидность еще иногда называют скрытой формой, так как при ней визуально не обнаруживается дефекта в позвоночнике. При такой разновидности в позвонках образуется щель или другой дефект, но спинной мозг и нервные корешки через расщепление не выпирают.

Нередко выраженность этой формы столь мала, что отсутствуют явные проявления. Больной может даже не подозревать о наличии патологии, а выявляется она случайно при обследовании позвоночника.

Наиболее часто скрытая спина бифида встречается в пояснично-кресцовом отделе позвоночника.

В случае, когда не происходит полного закрытия спинного мозга костями позвоночника, говорят о менингоцеле. При этой форме из-за дефекта в позвоночнике на спине ребенка заметно явное выбухание.

выбуханиеТакое выбухание состоит из трех спинномозговых оболочек. Как правило, сам спинной мозг вместе с нервными корешками не смещается, а выбухание обычно покрыто кожей.

Самой тяжелой разновидностью спины бифида является миеломенингоцеле, на которую приходится до 75% всех видов этого заболевания. При этой разновидности происходит выпячивание участка спинного мозга через открытый дефект в позвонках, что называют мозговой грыжей.

Такое выбухание иногда покрыто кожей, но чаще происходит выхождение  наружу самого спинного мозга и нервных корешков.

Причины

Точные причины развития этого порока до сих пор науке неизвестны. Как и при других врожденных заболеваниях, спина бифида развивается при совместном влиянии генетических нарушений, наследственности, определенных факторов риска, а также недостаточности фолиевой кислоты.

Доказанными факторами риска развития спины бифида являются:

  • наследственность;
  • дефицит фолиевой кислоты;
  • прием беременной некоторых препаратов;
  • сахарный диабет;
  • ожирение;
  • заболевания в период беременности с высокой температурой.

Выявлено, если родителей сами страдают этой патологией, то вероятность рождения ребенка с расщеплением позвоночника выше. Еще выше риск, если в семье уже имеется двое детей с таким заболеванием. С другой стороны, по статистике у большинства детей с аномалиями позвоночника родители были здоровы.

Достаточное поступление в организм беременной витамина В9 (фолиевой кислоты) играет решающую роль для нормального развития нервной трубки ребенка. Доказано, что дефицит этого витамина у беременных существенно повышает риск рождения детей с пороками нервной трубки.

фолиевая кислотаПрием беременной вальпроевой кислоты для лечения эпилепсии может вызвать аномалии нервной трубки и рождение ребенка, страдающего от спины бифида. Предполагается, что прием этих лекарств женщиной, нарушает усвоение у нее фолиевой кислоты.

Замечено, что женщины, которые страдают сахарным диабетом и плохо контролируют концентрацию глюкозы в крови, чаще рождают детей с дефектами позвоночника. Если женщина страдает ожирением, это является повышенным риском возникновения спины бифиды у будущего ребенка. По некоторым данным, если женщина в раннем периоде беременности перенесла заболевания с высокой температурой, то это повышает риск появления у ребенка расщепления позвоночника.

Симптомы

Скрытая форма нередко не проявляется явными симптомами и не вызывает серьезных неврологических проявлений. Случается так, что больной сам не догадывается о наличии дефекта позвоночника, а диагностируют его случайно при проведении рентгенографии.

Менингоцеле проявляется в первую очередь визуальным выпячиванием, но сам спинной мозг, как правило, не страдает. Поэтому такая форма заболевания не всегда сопровождается выраженными некрологическими нарушениями, что зависит от уровня поражения.

В зависимости от места расщепления и тяжести дефекта, неврологические нарушения при миеломенингоцеле различаются. Если аномалия развилась в нижних отделах позвоночника, то страдает работа кишечника и мочевого пузыря

Чем выше расположена спина бифида, тем больше развивается нарушений органов. Отмечаются параличи ног, патология пищеварительной системы и мочевого пузыря.

Вместе с указанными нарушениями у больных с расщеплением позвоночника часто встречаются и другие пороки развития:

  • сколиозгидроцефалия;
  • искривления позвоночника: сколиоз, кифоз;
  • нарушение развития спинного мозга;
  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • деформации стоп, косолапость;
  • патология Киари (смещение головного мозга в сторону первого шейного позвонка): нарушение речи, глотания, функции верхних конечностей;
  • преждевременное половое созревание;
  • ожирение;
  • психические нарушения;
  • дерматологические заболевания;
  • пороки развития мочевой системы;
  • проблемы зрения;
  • болезни сердца.

Симптомы заболевания зависят от степени дефекта, тяжести заболевания у каждого ребенка.

Последствия и прогноз

Наиболее благоприятное течение при скрытой форме заболевания. В некоторых случаях возможны жалобы на боли в спине. Но чаще всего, такие люди живут, не догадываясь о патологии.

В случае бессимптомного течения и случайного обнаружения на рентгеновском снимке дефекта, пациенты не нуждаются в активном лечении.

Последствия спинального расщепления у детей разнятся. При небольшом дефекте дужек 1-2 позвонков в поясничном отделе позвоночника, может возникать недержание мочи. При правильном лечении (а иногда и без него) в подростковом или взрослом возрасте эта проблема исчезает.

Тяжелая форма заболевания обычно ведет к инвалидизации. Если развился паралич нижних конечностей, такие пациенты вынуждены передвигаться в инвалидном кресле.

Если подвижность в ногах сохраняется, есть шансы на передвижение с помощью специальных подпорок. Такие больные нуждаются в костылях, ортопедической обуви, специальных корсетах.

Сопутствующие пороки головного мозга сопровождаются интеллектуальным недоразвитием. Этим детям тяжело учиться в общеобразовательной школе, они имеют проблемы с вниманием, освоением языка и чтением.

У некоторых детей возможно развитие менингита, что является тяжелым заболеванием с угрозой для жизни.

Диагностика

Важным принципом диагностики позвоночного расщепления является обнаружение этой патологии еще до рождения ребенка. В ряде случаев, в зависимости от степени патологии и срока беременности, решается вопрос о ее прерывании.

Для диагностики используется УЗД исследование. Этот способ безвреден для плода и позволяет увидеть дефекты позвоночника на ранних стадиях. Так как это заболевание часто сочетается с другими врожденными пороками, то одновременно диагностируют их.

Амниоцентез — процедура взятия небольшого объема амниотической жидкости. Методика проводится с помощью тонкой иглы, которую вводят в амниотический мешок через брюшную полость.

врач изучает рентгеновский снимокИсследование жидкости позволяет определить присутствие открытой патологии нервной трубки. Эта методика считается весьма точной, но с ее помощью невозможно определить небольшие или скрытые дефекты.

Между 15 и 20 неделями у беременной женщины берут кровь на содержание альфа-фетопротеина и других показателей биохимии. Исследование позволяет определить степень риска возникновения аномалий позвоночника.

После рождения ребенка выраженная спина бифида определяются визуально. При скрытых формах признаком заболевания может служить впадинка над местом дефекта или пятно, покрытое волосами.

О наличии скрытого расщепления косвенно можно судить по слабым движениям нижних конечностей. У детей и взрослых для диагностики широко используется компьютерная томография, МРТ и рентгенография позвоночника.

Лечение

При выявлении патологии на этапе беременности, женщинам рекомендуется операция кесаревого сечения. Это важно для профилактики дополнительных повреждений спинного мозга во время продвижения ребенка по родовым путям.

Лечение выраженных расщеплений у детей производится оперативным путем. Операцию необходимо проводить новорожденным в первые 24 часа после родов. Если операцию провели вовремя и был закрыт позвоночный дефект, то получается сберечь функцию неповрежденных нервов и спинного мозга.

Если произошло повреждение спинного мозга и нервов до проведения хирургического лечения, то операция не в силах возобновить их функции. Новым способом лечения является внутриутробная операция. Она не получила широкого распространения, так как связана с риском для матери и ребенка. Эту операцию делают в период от 19 до 25 недель беременности.

Исследователи считают, что дефект позвоночника лучше восстанавливать, пока ребенок находится еще в матке. Это связано с тем, что функция спинного мозга после рождения быстро ухудшается. Операции у взрослых проводят только при наличии неврологических симптомов. Если заболевание было обнаружено во взрослом возрасте и нет неврологических нарушений, то лечение таких пациентов направлено на профилактику осложнений. Больным показано ношение специальных корсетов, курсы лечебной физкультуры, физиотерапия.

Спина бифида является довольно распространенной проблемой. При планировании беременности и в течение ее крайне важно принимать фолиевую кислоту. Благодаря современной медицине, при своевременном выявлении заболевания оно поддается лечению.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Артрейд. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Вылечить артроз без лекарств? Это возможно!

Получите бесплатно книгу «Пошаговый план восстановления подвижности коленных и тазобедренных суставов при артрозе» и начинайте выздоравливать без дорогого лечения и операций!

Получить книгу

Лечение подвывиха тазобедренного сустава у детей и взрослых

рентгеновский снимок подвывихаДисплазия тазобедренного сустава — врожденная неполноценность сустава, которая возникает в результате неправильного развития и приводит к вывиху или же подвывиху головки бедренной кости.

Различают 3 формы дисплазии: подвывих, предвывих и вывих.

Стадии заболевания

Предвывих — незрелость нестабильного сустава, который может в дальнейшем развиваться нормально или предшествовать подвывиху. При этом капсула растянута, в результате чего головка вывихивается и вправляется во впадину.

Подвывих — морфологическое изменение сустава, сопровождаемое смещением головки бедра относительно впадины в направлении вверх в сторону. При этом контакт головки со впадиной сохранен и она не выходит за границы лимбуса. При правильном лечении сустав может вернуться к полноценному состоянию, в обратном случае есть вероятность возникновения полного вывиха.

Вывих характеризуется полным смещением головки бедра и является самой тяжелой формой дисплазии суставов. При нем происходит нарушение контакта суставных поверхностей костей с нарушением суставной капсулы и без него по причине механического воздействия или патологических процессов в суставе. Вывихи бывают полные и неполные. Вывихнутой является дальняя от туловища часть конечности.

Классификация подвывихов

Вывих врожденный является самой тяжелой формой заболевания и характеризуется полным смещением головки бедра. Эта стадия дисплазии выявляется на момент рождения ребенка, развиться в результате неверного лечения или отсутствия такового вообще. Причина заболевания — наследственность, патологическое состояние при беременности или клинические признаки нестабильности сустава.

Подвывих приобретенный развивается в результате пеленания детей, использования ограничительных детских сидений или колыбели с блокированием тазобедренного сустава на протяжении длительного времени.

Симптоматика патологии

Симптомы подвывиха тазобедренного сустава можно предположить еще до рождения ребенка. Тазовое предлежание, токсикоз при беременности, дисплазия у Симптомы патологии бедрародителей, деформация стоп или крупный плод должны насторожить в плане возможного заболевания. Даже если ортопедические симптомы отсутствуют, детей все равно относят к группе риска.

Выделяют 4 группы клинических особенностей подвывиха суставов:

  • укороченное бедро;
  • несимметричность кожных складок;
  • симптом соскальзывания Маркса-Ортолани и по модификации Барлоу;
  • ограниченность отведения бедра.

При осмотре обращают внимание на такую деталь, как симметричность складок кожи. Причем асимметрия является более информативной в 2-3 месяца после рождения. Ягодичные, паховые и подколенные складки более глубокие и их количество больше.

Феномен укорочения бедра — важный критерий диагностики, характеризующийся укорочением бедра за счет заднего смещения головки бедренной кости в области вертлужной впадины. Он указывает на врожденный подвывих тазобедренного сустава и подтверждается тем, что если у ребенка, у которого лежа на спине в положении с согнутыми коленями и тазобедренными суставами одно колено располагается ниже другого.

Симптом Маркса-Ортолани — определить с его помощью подвывих можно только до 3 месяцев, после чего он исчезает. Определяется он следующим образом: ножки малыша сгибаются в колене и тазобедренном суставе под прямым углом, затем приводятся к средней линии и аккуратно разводятся в сторону. Со стороны вывиха можно услышать наподобие щелчка, при котором ножка ребенка вздрагивает.

Диагностика заболевания

Диагноз «подвывих тазобедренного сустава» ставится прежде всего на основании имеющихся клинических симптомов, а также результатов ультразвукового обследования и рентгена.

  • Скрининговое обследование новорожденных — большинство стран используют его при постановки диагноза подвывих тазобедренного сустава у новорожденных.
  • Другой способ узнать о заболевании — метод Маркса-Ортолани. Если во время обследования слышен щелчок или глухой звук в области бедра, проводят дополнительные методы, позволяющие уточнить диагноз и чем вызвано заболевание.
  • Методы Ортолани и Барлоу — методы диагностики новорожденных, применяемые в современной медицине.
  • Ультразвук и рентгеновское обследование — вторичные после клинических признаков способы диагностики. С их помощью можно визуализировать анатомические особенности.
  • Ассиметричность ягодичных складок и очевидная разница длины нижних конечностей могут указывать на одностороннюю дисплазию.
  • Оценка бедра по Харрису — один из главных способов оценить нормальную работу и функции сустава после операции.

разведение ножек младенцаЗаподозрить вовремя и поставить диагноз заболевания должен врач-ортопед при осмотре новорожденного ребенка еще в родильном доме. После чего группа риска или больные дети наблюдаются ортопедом по месту жительства. Назначают специальное ортопедическое лечение, которое продолжают до постановки окончательного диагноза.

Конечный диагноз ставится на основании визуального осмотра, результатов инструментальных методов диагностики и постоянного наблюдения за ребенком.

Методики и устройства, которые применяют для лечения заболевания

К основным принципам лечения относят такие стандартные методы:

  • раннее начало;
  • применение специальных ортопедических средств для продолжительного удержания ножек в положении сгибания и отведения ;
  • упражнения и движения в тазобедренных суставах.

В лечении подвывиха тазобедренного сустава у детей со смещением головки бедра или без такового предлагают различные разновидности подушек, шин, штанишек, фиксация ножекстремян и других аппаратов. Их цель — удержать в положении разведения ноги, обеспечив им функцию.

У малышей до 3 месяцев для подтверждения диагноза достаточно клинических симптомов, рентгенологическое обследование не требуется. Всем детям этого возраста назначают одни и те же меры лечебно-профилактического направления — разведение ножек с помощью прокладок (широкое пеленание, стремена Павлика, эластичные шины или подушка Фрейка), а также гимнастика — отводяще-круговые движения в суставе и массаж ягодичных мышц.

В основном для лечения врожденного подвывиха тазобедренного сустава применяют:

  1. подушку Фрейка;
  2. шины Волкова или Виленского;
  3. стремена Павлика;
  4. широкое пеленание — применяют в целях профилактики и при легких степенях подвывиха;
  5. одномоментное вправление вывиха и повязка кокситная — применяются в особо тяжелых случаях.

Определять, как именно лечить подвывих тазобедренного сустава и какие конструкции устанавливать ребенку должен лечащий врач.

Когда назначается операция

Если положительного эффекта от лечения консервативными способами нет, применяют коррегирующие операции. Для лечения дисплазии сустава применяют множество хирургических методов:

  1. вправление вывиха открытое;
  2. деротационные и корригирующие варизирующие остеотомии;
  3. операция на тазовом компоненте — способ остеотомии таза по Хиари;
  4. операции паллиативные (Кенига и Шанца).

Консервативные методы лечения являются эффективными в детском возрасте. Чем старше человек, тем больше вероятность того, что именно хирургическое вмешательство поможет избавиться от заболевания.

Возможные осложнения

Ранняя диагностика и верно назначенное лечение поможет избежать осложнений, можно полностью избавиться от заболевания. Некоторые люди, кроме внешнего дефекта и хромоты, не испытывают никаких симптомов и признаков заболевания.

У других, наоборот, без своевременной терапии могут быть серьезные последствия. Кроме прихрамывания, может ощущаться боль в области колена и тазобедренного сустава, случается перекос костей таза или выраженная атрофия мышц конечности. В редких случаях страдает поясничный отдел позвоночника (гиперлордоз), снижаются функции тазовых органов, болят поясница и кости таза.

Профилактические меры

Чтобы избежать появления заболевания или его дальнейшего развития, необходим регулярный осмотр у ортопеда. Широкое пеленание — один из эффективных профилактических способов подвывиха тазобедренного сустава у новорожденного.

Его суть заключается в том, чтобы две пеленки проложить между ножек младенца и придать положение сгибания или отведения ножек в тазобедренных суставах, а третьей пеленкой зафиксировать ножки. Широкое пеленание сохраняет положение сгибания и разведения в 60-80 градусов.

Видео: Как выглядит подвывих тазобедренного сустава на рентгене

ДЦП — это группа заболеваний головного мозга, которые проявляются стойкими двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Аббревиатура значит как детский церебральный паралич. Подобный диагноз все родители воспринимают как приговор к пожизненным страданиям, так как он не лечится до конца.

Среди хронических детских заболеваний ДЦП занимает ведущее место во всех странах мира. В среднем, в мире с таким заболеванием рождаются от 1 до 8 детей на 1000 здоровых.

Точной статистики о числе больных ДЦП в РФ нет. По данным разных ведомств, занимающихся лечением и реабилитацией больных, их число колеблется в пределах 160-170 тысяч. Считается, что рост количества больных детским церебральным параличом можно объяснить не только общим ухудшением экологической обстановки в стране, но и успехами в развитии технологий выхаживания недоношенных младенцев весом 500 г. Недоношенность и экология — предположительно основные причины возникновения ДЦП.

Основные симптомы ДЦП

Первые признаки детского церебрального паралича может распознать сама мать, если знает нормы развития ребенка по месяцам:

  • в 2 месяца ребенок уже должен уметь приподнимать голову и грудку (лежа на животе) на короткое время, захватывать ладошкой игрушки, расслаблять мышцы;
  • в 3 месяца после рождения переворачивается со спины на живот, поднимает голову, упирается ногами, когда его удерживают вертикально, пытается привлечь к себе внимание и т.д.

3-mes

Календарь развития ребенка до года по месяцам можно найти в специальной литературе либо попросить в детской поликлинике. При этом следует иметь в виду, что развитие каждого младенца индивидуально, зависит от многих факторов и небольшие отклонения в ту или иную сторону не обязательно свидетельствуют о наличии именно ДЦП. Все сомнения родителям необходимо разрешать на консультациях с врачом-педиатром, который в случае подозрений на заболевания обязательно направит к детскому неврологу для детального обследования.

К признакам наличия детского церебрального паралича следует отнести такие:

  • затруднено сосание и глотание пищи, слюнотечение;
  • задержка моторного развития — ребенок позже сверстников начинает переворачиваться, ползать, сидеть, ходить;
  • ребенок преимущественно действует одной рукой ввиду значительной слабости другой половины тела;
  • неестественное положение рук и ног из-за повышенного мышечного тонуса;
  • ребенок не умеет контролировать свои движения (слишком медленные или слишком резкие);
  • на одной стороне тела рука и нога короче, чем на другой;
  • искривление позвоночника, нарушение осанки;
  • нарушения слуха и (или) зрения (косоглазие, близорукость примерно у 75% детей с ДЦП);
  • нарушения умственного развития;
  • судороги (страдают около 30% детей с ДЦП), которые могут появиться через несколько лет после рождения;
  • кариес из-за врожденной недостаточности зубной эмали, невозможность правильного ухода за ротовой полостью из-за параличей мышц губ, щек, языка;
  • неконтролируемые мочеиспускание и испражнения.

Признаки ДЦП могут быть явными и смазанными, их проявление может быть единичным и комбинированным. Для уточнения диагноза обязательно следует обратиться к специалисту.

kosoglazie-u-rebyonka-s-detskim-tserebralnym-paralichom

Диагностика заболевания

Первый медицинский осмотр проходит сразу после рождения детей, когда внимательный врач может оценить состояние новорожденного и заметить первые признаки и основные симптомы ДЦП. Но болезнь может быть сразу и не замечена: некоторые моторные нарушения вполне характерны для родившегося ребенка, а патологические не проявляются в первые часы и даже месяцы жизни. Они могут быть замечены лишь через 1-2 года, когда происходит бурное становление двигательных функций и психических процессов.

Особенно тщательному осмотру на предмет выявления скрытых форм детского церебрального паралича подвергаются дети в следующих случаях:

  • врожденные заболевания;
  • инфицированные во время внутриутробного развития;
  • с низкой оценкой по шкале Апгар (до 5 баллов);
  • подвергшиеся искусственной вентиляции легких;
  • недоношенные дети.

При плановых регулярных осмотрах и при подозрениях на ДЦП оценивается как физическое (состояние мышц, осанки, рефлексов, зрения, слуха, наличие сопутствующих заболеваний), так и интеллектуальное развитие малыша, назначаются лабораторные и инструментальные исследования. Специалист проводит беседу с родителями, выясняя историю развития ребенка, наличие патологий в ходе беременности и родов.

Уточняется диагноз при сомнения в результатах первичного обследования, назначаются дополнительные диагностические методы и их расшифровка специалистами: УЗИ (ультразвуковое обследование) головного мозга, МРТ (магнитно-резонансная томография), ЭЭГ (электроэнцефалография), генетический анализ и исследования ДНК — для исключения генетических заболеваний.

6bbfb34b3779af69f29b1e1de3a6d09e

Чтобы исключить инфекционные заболевания, метаболические и гормональные нарушения, проводят общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи.

Причины и факторы риска

Ученые всего мира признают, что до сих пор не установлена окончательная причина возникновения ДЦП у детей. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что существует длинный список предрасполагающих факторов, ведущих к серьезным поражениям центральной нервной системы во время беременности, родов и послеродовой период:

  • хронические (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, гипертония, пороки сердца и пр.) и инфекционные заболевания матери, преэклампсия и эклампсия (повышенное артериальное давление, отеки у матери, белок в моче), злоупотребление при беременности курением, алкоголем, наркотическими веществами, недостаточное питание, неблагоприятная психологическая обстановка;
  • осложнения во время родов (преждевременные роды, крупный плод, многоплодность, асфиксия плода при тугом обвитии пуповины, узкие родовые пути и пр.);
  • патологии внутриутробного развития плода (неправильное развитие головного и спинного мозга, недостаточный вес (менее 1 кг), нарушения кровообращения, внутриутробные инфекции).

На развитие будущего ребенка оказывают негативное влияние резус-конфликт матери и плода, плохая экология, недостаток или переизбыток витаминов и микроэлементов, солнечного света, лечение матери в период беременности серьезными лекарствами.

Причиной ДЦП могут стать в послеродовой период травмы и ушибы головного мозга, плохой уход, недостаточное питание младенца.

Но самым опасным в этом отношении является пренатальный период (то есть до рождения ребенка), когда формируется до 80% случаев заболевания детским церебральным параличом.

2014062053a429c56bb03-jpg

Типология: виды и формы

Форму заболевания детским церебральным параличом у конкретного ребенка можно определить, обобщив степень, тип и локализацию нарушений. Диагностика осуществляется консилиумом специалистов, которые различают З группы ДЦП:

  1. ДЦП истинный (не приобретенный). Мозг ребенка недоразвит, не соответствует нормальным показателям по объему и весу и т.д., его нормальное функционирование невозможно. Таких детей с ДЦП примерно 10%.
  2. ДЦП истинный приобретенный (также около 10%). Ребенок получил нормальное внутриутробное развитие, но мозг грубо травмирован во время родов или вследствие тяжелого инфекционного заболевания и т.д.
  3. ДЦП неистинный, приобретенный. Страдают 80% больных детским церебральным параличом. Его называют ложным, псевдо-ДЦП, приобретенный ДЦП-синдром вследствие родовой травмы и других внешних неблагоприятных воздействий на мозг. В отличие от детей с истинным ДЦП, у них сохранен интеллект, перспективы для полноценной социализации благоприятные.

Для характеристики формы ДЦП часто применяют описание нарушений в конечностях больного. Термин «гемипарез» (от латинского «парез» — ослабление) говорит о том, что ослабление мышц имеется с одной стороны тела, «тетраплегия» (лат. «плегия» — паралич) обозначает парализацию и верхних и нижних конечностей.

simptomy-dcp-u-novorozhdennyx2

Спастическая форма ДЦП характеризуется степенью напряженности мышц. Атетоидная — наличием непроизвольных судорожных движений. Атаксическая — нарушением равновесия и координации.

Спастический гемипарез (паралич) может быть вызван геморрагическим инфарктом (чаще односторонним), врожденной мозговой аномалией или ишемическим инфарктом.

Внутримозговое кровоизлияние может быть причиной ДЦП у доношенных детей. Такие дети начинают ходить позже и на цыпочках, конечности развиваются недостаточно. Руки и ноги короче и тоньше, чем у здоровых детей. Возможны судороги, эпилептические приступы, замедленное развитие речи. Интеллектуальное развитие в норме. При правильном воспитании социальная адаптация таких детей протекает благополучно.

При спастической диплегии (дипарез), или болезни Литтла, наблюдается мышечная скованность конечностей, в основном, нижних, когда ноги двигаются подобно ножницам. Стопы постепенно деформируются. Руки постоянно согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Скованность мышц рук приводит к выгибанию пальцев вверх. Судороги бывают редко. Развивается деформация позвоночника и суставов. Возможны речевые нарушения (дизартрия), снижение слуха, атрофия зрительных нервов, косоглазие. Память снижена, ребенок с трудом сосредотачивается на занятиях. В благоприятных условиях социальная адаптация таких детей с сохранным интеллектом и речью происходит благополучно. Спастическая диплегия наиболее распространена среди детей с ДЦП — примерно 40% случаев.

166

Спастическая тетраплегия (тетрапарез) ввиду обширных повреждений или пороков развития головного мозга ведет к умственной отсталости. Ее причины — внутриутробные инфекции и гипоксия. Примерно половина детей с тетрапарезом страдает эпилепсией, нарушениями слуха и зрения, понимания речи. Нарушенная моторика рук не дает возможности заниматься самообслуживанием и выполнять трудовые действия.

Дискенетический церебральный паралич, как правило, является следствием детской гемолитической болезни и желтухи. Его характеризуют следующие признаки: гиперкинезы, непроизвольные движения, нарушения осанки, параличи, слюнотечение, нарушения зрения и слуха, дизартрия. Однако интеллект страдает редко, дети могут успешно закончить школу, получить профессию.

Атаксический церебральный паралич — наиболее редкая форма ДЦП, предположительно, возникает вследствие родовой травмы лобных долей мозга и мозжечка, врожденных аномалий развития, гипоксии, кровоизлияний, неблагоприятной наследственности. Походка у больного шатающаяся при широко расставленных ногах. Движения сопровождаются дрожью в конечностях, что затрудняет ручную деятельность и самообслуживание. Речь затруднена, наблюдается умеренная задержка умственного развития (олигофрения в степени имбецильности).

Смешанные типы ДЦП характеризуются сочетанием признаков, свойственных разным типам, например, часть чрезмерно напряженных мышц сочетается с другими, чрезмерно расслабленными.

Возможные последствия

Благодаря современному развитию медицины и реабилитационных методик до 90% детей с ДЦП доживает до зрелого возраста и ведет полноценную семейную и общественную жизнь.Телесные деформации и дополнительное напряжение при выполнении обычных для здорового человека действий негативно сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системе. Как следствие, к 40 годам жизни наблюдается их преждевременное старение.

cerebral-palsy-image

У больных к среднему возрасту регулярная работа с обычной продолжительностью рабочего дня становится ощутимо затруднительной, а порой бывает и невозможной. Некоторые взрослые с ДЦП находят выход в надомной работе, когда сами могут регулировать свой график труда и отдыха.

Родители ребенка с ДЦП должны заботиться не только о его физическом развитии и оздоровлении, но и об укреплении психического здоровья. По мере взросления он начнет сравнивать себя с окружающими, оценивать свои перспективы и возможности жизни в обществе, зачастую приходя к неутешительным выводам. Он может страдать от зависти к другим детям из-за того, что не такой как все, эгоизма, неудовлетворенности в отношениях с окружающими и людьми противоположного пола, считать себя лишним, помехой в жизни близких и т.д. Насколько хорошо он научен переносить стрессы и тяготы собственного положения, настолько крепким будет его психическое здоровье в будущем. По статистике, взрослые с ДЦП страдают от депрессии в 3-4 раза чаще, чем здоровые люди.

В зрелом возрасте у людей, страдающих ДЦП, появляются выраженные болевые ощущения в мышцах, суставах, позвоночнике, так как они тратят на элементарные движения значительно больше усилий, чем здоровые люди. У них чаще, чем у сверстников, развиваются артрит, остеоартроз, заболевания позвоночника, мышц и пр. Невозможность сменить положение тела, полноценно дышать и двигаться, заняться физкультурой вызывают боли в различных частях тела и трудно поддаются описанию и локализации.

chl1005cp5k01main

Сочетание ДЦП с другими заболеваниями требует особого ухода, тщательного соблюдения требований гигиены, систематического наблюдения у врачей различной специализации.

Методы лечения

Лечение ДЦП начинается сразу после установления диагноза. Цель — развитие сохранных функций мозга и организма в целом, смягчение спастических симптомов (спастическая диплегия), предупреждение атрофии мышц и развития контрактур. Методы и приемы лечения подбираются с учетом возраста и состояния больного. По необходимости используются специальная ортопедическая обувь и костюмы, гипсование, протезирование.

d035f268-53f0-4f40-bd14-4a99820775f7

Коррегирующие хирургические операции используются как методы устранения укорочения мышц и контрактур, нейростимуляции спинного мозга и т.д. Суть современного метода лечения детского церебрального паралича стволовыми клетками состоит в том, что в поврежденный мозг вживляются здоровые стволовые клетки, которые стимулируют частичное или полное восстановление поврежденных нервных клеток, что обеспечивает положительную динамику в физическом и психоэмоциональном развитии ребенка.

Питание ребенка с ДЦП должно быть полноценным, с обязательным включением мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей, фруктов (с учетом возраста). Практикуется прием препаратов кальция, витамина С, витаминно-минеральных комплексов (по предписанию врача). Для улучшения метаболизма мозга и его питания, снятия спазмов мускулатуры применяются соответствующие лекарственные средства.

Родителям рекомендуется создание для ребенка режима дня, аналогичного режиму дня для здоровых детей, включающего в себя прогулки на свежем воздухе, посильные игры, чтение, наблюдения за окружающими, общение со здоровыми детьми и взрослыми, закаливающие и лечебные процедуры. Постепенно, с восстановлением и развитием функций организма интеллектуальные и физические нагрузки должны увеличиваться по времени, усложняться по содержанию.

Для каждого ребенка индивидуально должна быть разработана программа физической, социальной и психологической реабилитации. В нее могут быть включены основные, имеющиеся по месту жительства, в специализированных клиниках и санаториях средства:

  • посещение «сенсорной комнаты», центров (кабинетов) реабилитации для людей с ограниченными возможностями, занятия в бассейне, спортзале, экскурсии;
  • иппотерапия (лечебная верховая езда), зоотерапия (контакты с животными);
  • массаж, занятия ИЗО-деятельностью, рукоделием и др.

Неотъемлемая часть лечения — физиотерапия, магнитотерапия, грязелечение, гидромассаж, парафинотерапия.

800x600_83571_dev-vk-com

Как правило, у больного детским церебральным параличом ребенка нарушается и речевая функция. Педагог-логопед организует специальный курс логопедических занятий и лечебного массажа для мышц речевого аппарата.

С психологической точки зрения для больного важно изменить собственное отношение к своему заболеванию, заставить его перестать жалеть себя, обижаться на свою участь и искать виновных. В дальнейшем это поможет ему обрести внутреннюю уверенность в себе и своих силах, мотивирует к получению образования, профессии, к созданию семьи.

Большая часть современных реабилитационных методик достаточно эффективна при условии правильного и своевременного использования. Их интенсивное применение позволяет восстановить на 60-80% речевые и двигательные функции у больного ребенка. Специальные приспособления делают занятия с ребенком интересными для него, безопасными и эффективными при восстановлении двигательных функций. Применяются ходули, кресла, подъемники, удерживающие устройства.

Психолого-педагогическая реабилитация

В дошкольный период внимание коррекционных педагогов и родителей акцентируется на проблемах подготовки ребенка с ДЦП к школе, к его адаптации в детском коллективе, включение в общественно-полезную деятельность и ее виды. Их усилия направлены на формирование навыков самообслуживания, общения со взрослыми и детьми. Его следует научить передвигаться самостоятельно в коляске, с помощью костылей или палок, пользоваться столовыми приборами, туалетом, самостоятельно одеваться и переобуваться, соблюдать правила поведения в школе и на улице и т.д. Позитивное отношение к окружающим, к занятиям творчеством, учебной деятельности, труду обеспечит максимально полную адаптацию к новым условиям жизни в школьном коллективе.

reabilitacija-detej-s-dcp2

Коррекционно-педагогическая работа проявляется в комплексном подходе, и должна быть обеспечена преемственностью и тесной взаимосвязью всех участников — родителей больного ребенка, психолога, социального педагога, логопеда, воспитателя в детском саду, школьного учителя. Содержание, методы и приемы работы с ребенком выбираются с учетом не возраста, а уровня его физического, психоэмоционального и речевого развития.

В программу коррекционно-педагогической работы включаются задачи развития игровой, учебной, познавательной, трудовой, творческой деятельности, психических, сенсорных функций, развитие мелкой моторики рук и подготовка к письму, коррекция пространственных и временных нарушений и т.д. Центральный коррекционный процесс включает в себя 3 важных составляющих:

  1. Коррекционное воспитание.
  2. Коррекционное обучение.
  3. Коррекционное развитие.

Это триединый процесс. Ни одно из этих звеньев не может существовать отдельно от двух других. В результате ребенок с недостатками развития должен научиться умственной, нравственной, физической саморегуляции. Патологические психические и физические функции перестраиваются, и формируется новый социальный опыт.

obrazovanie-rebenka-invalida1

Дополнительная информация

Одно из направлений коррекционной работы — работа с родителями, с семьей ребенка-инвалида. Как правило, они находятся в стрессовом состоянии, в постоянных поисках новых средств восстановления здоровья ребенка. Вся жизнь семьи полностью сосредотачивается вокруг него, ограничивается его потребностями. Не имея опыта и специального образования, родители не могут оказать ребенку действенной помощи, не знают, как его воспитывать и чему учить, пребывают в состоянии растерянности. На этой почве нередки внутрисемейные конфликты, разобщенность, взаимные обвинения, возникает угроза распада семьи.

378c223d6d1a76b0fc0a591450f3e74b

Семейный педагог-психолог должен:

  • изучить особенности даже внешне благополучной семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, а также ее потребности, окружение;
  • определить направления, формы, методы оказания помощи членам семьи;
  • найти пути установления тесных контактов с другими специалистами, общественными организациями для оказания полной помощи семье, восстановления ее социальных функций.

Улучшение семейного климата непременно положительно отразится на психоэмоциональном состоянии ребенка и позволит если не вылечить, то улучшить состояние пациента.

Советы родителям

Типичная характеристика состояния родителей ребенка с ДЦП — растерянность из-за неразрешимости свалившихся проблем и страх за его будущее. Чтобы оптимизировать собственное состояние и обстановку в семье, следует, прежде всего, взять себя в руки и тщательно изучить состояние малыша, основные перспективы его развития.

Нужно побеседовать с лечащим врачом, изучить специальную литературу. Необходимо наметить план лечения, развития и воспитания ребенка с учетом его реального состояния с тем, чтобы симптомы ДЦП и их выраженность сошли на нет, насколько это возможно.

Желательно найти пути специализированной и спонсорской помощи.

Дополнительно нужно понять и усвоить правила взаимодействия с ребенком и научить им других членов семьи:

  1. Неуклонно способствовать развитию самостоятельности и активности малыша, ничего не делать вместо него.
  2. Заботиться не только о физическом развитии, но и эмоциональном, нравственном, умственном, потому что в будущем окружающие будут оценивать его личность именно по этим показателям.
  3. Не преуменьшайте и не преувеличивайте возможности ребенка, реально оценивайте их. Только при этом условии он сможет максимально адаптироваться в обществе, почувствовать себя полноценной личностью, хоть это задача и не очень легкая. Гиперопека после года формирует у ребенка потребительское отношение к окружающим и ожидание посторонней помощи там, где вполне возможно обойтись собственными силами. Гипоопека, то есть недостаток внимания и сторонней помощи, формирует чувство заброшенности, способствует возникновению комплексов, развивает неуверенность, низкую самооценку.
  4. Демонстрируйте ребенку свою любовь и радость по поводу его успехов, полностью поддерживайте в случае неудач, организуйте полноценное общение с членами семьи и сверстниками, привлекайте к семейным делам.
  5. Не отказывайтесь от личной жизни и не лишайте своей любви и заботы остальных членов семьи, постарайтесь понять их отношение к ситуации.

Всегда советуйтесь со специалистами по вопросам развития и воспитания ребенка, обменивайтесь опытом с другими родителями детей-инвалидов. Нельзя оставаться со своей бедой наедине. Общение с людьми, у которых похожие проблемы, может помочь в воспитании ребенка с ДЦП.

Добавить комментарий

Ваше имя

Ваш комментарий